среда, 27 апреля 2016 г.

Об ответственности родителя, учителя и руководителя


Сегодня утром, вспоминая школу и вчерашнюю беседу на корпоративной кухне, я подумала, что у родителя, учителя и руководителя двойная, тройная или, может, даже десятикратная доля ответственности за свои поступки и слова. Потому, что именно эти категории людей несут ответственность не только за свою жизнь, но в той или иной степени за жизни других людей, и за мнение, ценности и идеалы, которые они этим людям транслируют. И если мы оцениваем то, что получили от своих родителей и учителей, уже спустя довольно большой промежуток времени, и это время позволяет соотнести часто несоизмеримые доли правильного и вечного по сравнению с какими-то ошибками, и, соответственно, понять их и забыть, простить или просто переосмыслить для себя, то у руководителей просто нет этого запаса времени для того, чтобы количество добра и позитива могло сгладить какие-то промахи. Именно поэтому руководителю нужно очень и очень внимательно относится к тому, какое поведение он демонстрирует, какое мнение вселяет в своих коллег и субординатов, в какую сторону он меняет их жизнь. Кроме этого, все подчиненные люди взрослые, умные и компетентные, в глазах таких людей добиться авторитетной позиции невероятно сложно, а потерять авторитет из-за всего лишь одного необдуманного поступка, всплеска эмоций, или высказывания сгоряча очень легко. И всего лишь одна, часто мелкая, ошибка может стоить очень больших усилий по восстановлению авторитета, а в худшем случае может поставить под угрозу карьеру не только в какой-то конкретной компании, но и в целой индустрии, т.к. мир тесен, слухи быстры, а люди любят преувеличивать и не любят рисковать, нанимая тех, о ком слышали что-то подозрительное.

К чему это я? К тому, что часто слышу от знакомых, коллег и друзей про их руководителей, и думаю, что основное качество (или soft skill, если угодно), необходимое в лидерской должности – это управление эмоциями. Часто сложно дистанцировать свое личное, эмоциональное, человеческое отношение от профессионального, а делать это нужно и помнить об этом нужно постоянно. И развивать такие качества как:
Управление эмоциями - умение управлять своими эмоциями, особенно отрицательными, на работе (например, гнев, разочарование, смущение), так, чтобы иметь возможность думать ясно и объективно, и действовать соответственно;

Управление стрессом - умение оставаться спокойным и сбалансированным в любых сложных ситуациях. Знание того, как снизить уровень стресса, увеличивает производительность специалиста, готовит его к новым вызовам и поддерживает физическое и эмоциональное здоровье, которое нужно для полноценной, успешной карьеры;

Способность к восстановлению или стрессоустойчивость - быть в состоянии оправиться после большого и маленького разочарования и продолжать двигаться вперед, несмотря ни на что (и как наивысшее проявление обладания этим качеством - реагировать на неудачи, используя альтернативные подходы, чтобы разработать наилучший план действий; поддерживать эффективность, качество работы и моральный дух во время организационных изменений);
Терпение - быть в состоянии отстраниться от срочной или кризисной ситуации настолько, чтобы думать ясно и принимать решения, которые соответствуют долгосрочным целям;

Восприимчивость - навык уделять внимание и понимать недосказанное и скрытые мотивы в действиях и общении других людей. (Часто мы слишком заняты мыслями о себе и том, что мы говорим, мы уделяем совсем немного внимания тому, что говорят и делают другие. Если вы неправильно истолкуете намерения друга, вы можете легко столкнуться с трудностями общения с людьми и даже не подозревать, почему это произошло);

Самообладание - способность конструктивно реагировать на эмоциональные ситуации, давление, конфликты (и как высшая степень проявления этого качества – способность достичь взаимовыгодных результатов, когда сталкиваешься с конфликтом или кризисом; прекращать осуждение; подходить к конфликту как к возможности для решения проблемы; отсутствие страха перед конфликтом; способность призвать людей выражать свои чувства, как первый шаг в прояснении вопросов и возможности разрядить конфликт или кризис);
Гибкое мышление - включает в себя способность эффективно адаптироваться к различным ситуациям, отдельным людям или группам. Оно базируется на способности понять и оценить различные и противоположные точки зрения на вопрос, адаптировать подход в качестве требований к изменению ситуации, а также изменять или легко принимать изменения в собственных, организационных или рабочих требованиях;

Навыки межличностных отношений – способность эффективно строить доверительные отношения, находить общий язык, обладание эмпатией, и в конечном итоге способность строить хорошие отношения с людьми на работе и среди знакомых. Этот навык тесно связан с навыков общения. Как сказала Майя Анжелу "Я узнал, люди забудут, что вы сказали. Люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, как вы заставили их чувствовать себя ". Такой человек проверяет собственное понимание того, что говорят ему другие (например, перефразирует сказанное, задает вопросы). Поддерживает непрерывную, открытую и последовательную коммуникацию с другими людьми. Строит успешные стратегии, чтобы получить поддержку своих идей. Адаптирует аргументы под чужие потребности/интересы.


Мне самой как человеку крайне эмоциональному, впечатлительному и подверженному влиянию других, порой крайне сложно сдерживать некоторые эмоции. Более того, мне по-человечески кажется лицемерным чувствовать одно, а действовать и говорить по-другому. Но никогда не нужно забывать о том, как твои эмоции, слова и поступки действуют на окружающих, особенно на людей, которые от тебя зависят. Нужно либо принимать на себя ответственность за этих людей и вести себя соответственно, либо оставаться таким, какой ты есть, оставляя работу над собой другим, умным, успешным и продвинутым специалистам.


Сейчас существует огромное количество тренингов, литературы, выступлений, посвященных эмоциональному интеллекту и лидерству, но многие специалисты все еще склонны воспринимать это направление как некий шаманизм в сфере технических навыков и компетенций. Тем не менее, чем выше роль специалиста в организации, тем важнее для него умение взаимодействовать с окружающими, договариваться, а значит и развивать свои социальные навыки. А развивать их намного сложнее, чем приобретать технические. К примеру, среди коуч специалистов распространено мнение, что за год можно развить в себе максимум 2 софт скила. Вдумайтесь в это! 
Поэтому я бы хотела призвать всех хотя бы прислушаться, прочитать определения этих навыков и задать себе честный вопрос – «Насколько все это умею делать я? Как часто я демонстрирую это в работе?» И если вы сомневаетесь в себе хоть чуть-чуть, то над этими качествами надо работать. Но осознание – это первый и, наверное, самый важный шаг в такой работе. Как говорила моя преподавательница зарубежной литературы в универе – «Пачатак – гэта больш паловы». Так что вперед!
Все картинки с любовью взяты с портала - https://leadershipfreak.wordpress.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий