понедельник, 31 августа 2015 г.

Nothing personal, it's just business. Or?

Предисловие.
Часто доводится слышать от коллег по цеху (HR, PM), читать на форумах и в фэйсбуке о беспристрастности в деловых отношениях, где якобы нет места личному, есть только бизнес и он диктует строгие законы. Самые яркие примеры, это, конечно же, подбор, где работодатель должен оценить кандидата объективно, и на решение о найме не могут влиять субъективные факторы, такие как личность и характер кандидата, его соответствие корпоративной культуре, его жизненная позиция. Второй пример - оценка, по результатам которой в некоторых компаниях должны быть уволены строго 10% работников, получивших самые низкие баллы. Никаких исключений и субъективизма, только суровая статистика. Третий пример - такая прекрасная вещь, как процессы: пока твой запрос не пройдёт по всем прописанным инстанциям, решение по нему не может быть принято, потому что dura lex sed lex. Бизнес так работает, иначе - неэффективно, сорри.

Долгое время фраза из заголовка четко характеризовала и моё понимание бизнеса, работы и корпоративного мира. Но сейчас я думаю, а что, если всё ровно наоборот? К примеру, в рекрутинге (коллеги не дадут соврать) важен personal touch, в производительности - мотивация, и в общем в работе компании адаптация, корпоративная культура, коммуникации. Как на ваш взгляд, чего здесь больше? Business или все же Personal? 
Если продолжить размышления, что такое Business? Это revenue, ROI, majority? В последнее время мне начинает всё меньше и меньше так казаться. И в этой ситуации, когда я читаю статьи, или слышу высказывания и лекции о бизнесе, где якобы решают только цифры, графики, и беспристрастность, мне хочется сказать "comon guys"!

Меня могут обвинить в романтизме, и я невероятно рада, что пришла к нему от "корпорации головного мозга". Сейчас краеугольным камнем в бизнесе, как и во всех остальных аспектах жизни, я вижу отношения и эмоции. Какой бы ни был бизнес, его драйвают люди, и репутация компании всегда показывает, что это за люди.
Здесь я не утверждаю, что процессы или, скажем, планирование и оценка не решают, и вовсе не важны, нет. Но вопреки расхожему мнению многих бизнесменов, это не самое важное. 
В рамках этих размышлений совершенно в новом свете предстаёт профессия HR. Очень долго меня убеждали, что "правильный" эйчар должен быть человеком "от бизнеса": апеллировать цифрами, строить процессы и расписывать структуры. Безусловно, всё это важно, но что гораздо важнее - это строить продуктивные отношения и атмосферу. Об этом нам говорят на тренингах по рекрутингу - стройте доверительные отношения, практикуйте индивидуальный подход, пишите персонализированные письма. В этом суть адаптации - дать новичку в команде почувствовать себя её органичной частью и как можно скорей раскрыть и реализовать свой потенциал.
А мотивация? Куда в понятии Nothing personal just business вы впишете нематериальную мотивацию? Да Маслоу заплачет на небесах! Мотивация - это же и есть в чистом виде желание делать что-то, желание быть лучшим, желание совершенствоваться, желание добиваться, разве это не эмоции, разве это не personal?
У меня в голове есть только 2 причины нашего тотального заблуждения и следования постулату nothing personal: это желание казаться серьёзнее и значительнее, ведь говоря цифрами, мы якобы демонстрируем знание дела, мы уже не просто девочки-припевочки или мальчики-с-пальчики в HR, мы уже ого-го, знаем те же слова, что и собственник! Вторая же причина - это банальный страх. Ведь когда мы говорим об отношениях, эмоциях, чём-то нематериальном, мы сразу становимся перед сложнейшей задачей - управлять этой тонкой материей, а это очень непросто. Куда проще считать с калькулятором прирост, убытки, строить графики и рисовать диаграммы, нежели развивать харизму, завоёвывать авторитет и доверие, строить такие отношения, чтобы мотивировать словом и жестом.
Некоторые коллеги страдают от того, что не видят в своей профессии возможности на что-то в компании повлиять, стать инициатором корпоративных изменений. В этом ракурсе, кстати, профессия HR представляется мне напротив очень, даже невероятно весомой в бизнесе, ведь именно мы можем построить такую атмосферу, мы творцы, у нас есть безграничные возможности. Безграничные, в двух смыслах: во-первых, неограниченные бюджетом, мы настолько богаты, насколько позволяет наш опыт и воображение, во-вторых, потому что часто мы причастны к абсолютно всем процессам. Это мы можем повлиять на то, какие люди будут работать в компании, это мы можем повлиять на то, как человек себя почувствует в новом коллективе, как он будет, и будет ли развиваться? Это мы можем помочь ему не потерять интерес к работе, а можем даже помочь его найти!
К чему я всё это говорю? К тому, что любой бизнес - это люди, даже если у него нет другой миссии кроме заработка денег, а уж тем более если его цель - изменить мир. А раз уж бизнес - это люди, то обязательно и всенепременно это personal, и давайте не прятаться от страха перед этой реальностью за бизнес-процессами и громкими словами, а давайте сделаем так, чтобы эти люди почувствовали себя хорошо!

P.S. Вдохновилась статьей "Culture Porn: I Know It When I See It"

2 комментария:

  1. (обходя стороной банальную ветку рассуждений о балансе формализма и неформата, к чему мне нечего добавить)

    Боюсь, ты немного преувеличиваешь свою роль в компании. Оптимизм и инициатива на работе - это, несомненно, здорово для всех. Только вот для работника твоя задача считается выполненной уже после технического собеседования. Всё также будут важны коммуникации, personal touch, etc, только уже с непосредственной командой, в которой человек работает. HRу остаётся не так уж и много возможностей на это повлиять... Уволить? Команда не даст. Хотя, конечно, мой опыт ограничен всего тройкой компаний. Если у вас так всё синергично, то очень рад за вас ;)

    P.S.
    "драйвают" - это не зачёт, а розгами и голышом топать через город под тухлыми помидорами (как в известном телесериале)!

    ОтветитьУдалить
  2. Геныч! Мне всегда так приятно читать твои комменты, так радует, что ты делишься своим взглядом на вещи. Что касается того, преувеличиваю ли я свою роль, может быть. Но в своей компании я не только рекрутер, но и HR, и моя задача, в числе прочих, это отвечать за персонал. Кто доволен, кто - нет, если нет - почему, что мы можем сделать, чтобы повлиять на ситуацию. У нас в компании в этот процесс мониторинга состояния сотрудников вовлечено все руководство, вплоть до СТО, и это круто, это очень воодушевляет, когда твой руководитель пытается вникнуть, что с тобой происходит и ищет решение проблемы, а не принимает радикальные методы.

    ОтветитьУдалить