пятница, 1 августа 2014 г.

20 мыслей, которые стоит усвоить рекрутеру-новичку в суровом мире IT

Некоторое время назад меня просили написать о том, с чего стоит начать джуниор рекрутеру свой путь к успеху. И дать такой совет оказалось делом вовсе не таким простым, как думалось изначально. Сразу казалось, что человеку, у которого ноль или около того опыта в профессии можно рассказывать и рассказывать. В этом процессе важно выделять, что первично, а что – вторично, т.е. приоритизировать, что уже не так просто. Но я попробую. У меня есть несколько мыслей о том, с чего обязательно стоит начать, и над чем задуматься, делая первые шаги в профессии.

Первая мысль

, которую я хочу донести до вас, это то, что вы - продавец. Чаще всего ваш товар, даже если он супер качества, никому не нужен. А вам нужно уметь продавать его все равно. Вам нужно уметь находить именно тех, кто его купит или ищет именно такое предложение. 

Вторая мысль, 

она неразрывно связана с первой: вам нужно смириться, что ваше предложение никому не нужно. И на него откликаются не многие, а если и откликаются, то не, кого вы ищете. Особенно в первый ваш период работы. Т.е. я хочу сказать, что айтишники могут вообще не реагировать на вас, и естественное желание, которое должно возникать при этом – это бороться, чтобы исправить ситуацию и двигаться вперед, но ни в коем случае не опустить руки, сесть в углу и заплакать.

Третья мысль – люди охотнее общаются с теми, кого они знают, поэтому вы должны понимать, что рекрутинг – это профессия публичная, вас должно быть много, вы должны быть везде. Этот совет, кстати, практический – вам нужно завести свои профили в большинстве существующих социальных сетей и ресурсов по поиску работы. Завести и регулярно туда заходить. В самые популярные – каждый день, они станут вашим инструментом работы, в менее популярные реже, но вас должно быть легко найти. Еще один совет под 
пунктом 3.1. – открытые контакты. 
Пункт 3.2. – Информация о том, где вы работаете. Она нужна для того, чтобы потенциальный кандидат, нашедший вас, мог соотнести ваше имя с названием компании, и понять, вы это или не вы.

Четвертая мысль – это умение писать письма и общаться с кандидатами. Лучше всего немного почитать литературы или блогов или послушать тренингов, как надо и как не надо делать. Это очень поможет вам и ускорит работу по пятому шагу.

Пятая мысль – это наращивание круга контактов. Контактов много не бывает. Нужно приглашать потенциальных кандидатов по максимуму в первый круг знакомств во всех сетях, потом эти сети превратятся в вашу базу, потом все эти люди будут помогать вам закрывать вакансии, будут рекомендовать вам и вас, будут репостать ваши публикации об открытых вакансиях, поэтому добавляйте так много, как можете, но делайте это с умом (я сейчас про персонажей, которые хотят дружить только ради будущих каких-то близких отношений).

Шестая мысль – айтишники не любят лишние шаги. Особенно те, которым от вас ничего не надо, в том числе и предложения о работе. Поэтому забудьте о размещении ссылок на вакансии в письмах, забудьте раз и на всегда о фразе «посмотрите на нашем сайте», забудьте о том, что они проявят инициативу или даже продолжат общаться с вами, это не так. Дайте им все, дайте сами, положите на блюдечко и даже, если надо, пережуйте и поверьте, в итоге так проще и быстрее.

Седьмая мысль – заполните профили. Не то, чтобы это вот прям решало, но людям приятно понимать, с кем они имеют дело, поэтому много информации в профиле не бывает, не захотят – не будут читать, но если захотят, у них должна быть такая возможность. И вообще, рекрутерские профили без инфы – это «фу».

Восьмая мысль – следите за процессом и ведите базу. Записывайте то, что вы делаете, ведите списки кандидатов и то, что вы им предложили, написали, что они вам ответили. Ставьте себе в календаре напоминания, ставьте таски, чтобы не забывать и не терять людей. Да, это отнимает время, но поверьте, это еще больше его экономит, если вы не собираетесь работать один год. Эти записи пригодятся, когда у вас будет 1000 кандидатов, а поверьте, этот момент наступит. Кроме того, если вносить в календарь то, когда кто-то готов с вами пообщаться, этим вы экономите время, которое бы в противном случае затратили на поиск. И еще, люди очень обижаются, когда про них забывают и на них забивают, поэтому не делайте этого и старайтесь минимизировать риск того, что это произойдет случайно.

Девятая мысль  – надо придумать свою «фишку». Дело в том, что айтишники такие люди, они живут в мире, который постоянно изменяется, постоянно развивается. Для того, чтобы некоторые, самые активные из них, начали общаться с вами, нужно сразу завоевать их уважение. Это будет сложно сделать сразу, в начале карьеры, но если вы будете развивать свои сильные качества, рано или поздно это придет, и это очень поможет вам.

Десятая мысль  – учитесь учиться. Есть люди, которые любят все гнобить и не любят извлекать уроков. Они лажают все: то – кэпство, это – пошлятина, каждая новая информация для них – это повод самоутвердиться через критику. Рекрутеру таким быть нельзя, нужно уметь искать новое, интересное и полезное во всем, в каждой мелочи. Искать в банальных докладах рациональные мысли, интересные идеи, новую литературу. Мы должны уметь учиться друг у друга. Без скепсиса, без сарказма.

Одиннадцатая мысль  – экспериментируйте. Это сложно, наверное, это даже самое сложное. Сразу у вас, конечно, будет много нового, все будет новое, но со временем количество рабочих инструментов будет иссякать, и что-то новое будет находить все труднее, но пробовать надо, даже мелочи, даже глупости, это может сработать в одном случае из десяти, и это сработает.

Двенадцатая мысль  - не бойтесь тратить время. Многие, особенно в начале, ищут простые пути, и это верно, сразу надо испробовать верные методы, например, пытаться привлечь тех, кто и так активен на рынке труда. Однако, когда все эти возможности иссякнут, вам придется тратить очень много времени на поиски и переманивание каждого кандидата. Это нормально, и этот период очень похож на то, когда во время похудения вес внезапно останавливается и перестает уменьшаться какое-то  время. В этот период важно не пугаться и не фрустрировать, а работать, как раньше, и ваш темп восстановится.

Тринадцатая мысль  – дружите. Не бойтесь, а еще лучше стремитесь заводить новые знакомства, отношения, дружбу. Помогайте людям, делайте хорошее. Это не только полезно, но еще и просто приятно. Всегда и в любой профессии важно оставаться хорошим человеком.

Четырнадцатая мысль – не бойтесь спрашивать. Сейчас такое время, когда вы с легкостью в сети можете познакомиться с гуру своей профессии и задать им любой, интересующий вас вопрос. Этого нельзя упускать, это прекрасная возможность.

Пятнадцатая мысль. 

Работайте на перспективу – делайте не только то, что приносит результат сейчас, старайтесь делать шаги с отложенным результатом, думайте о том, что будет полезно завтра. Многие спорят с этим мнением, считая, что таким образом вы понижаете свою эффективность. Но на самом деле вы будете просто более дальновидным, чем они. Кроме того, это очень помогает планированию и, соответственно, выполнению плана.

Шестнадцатая мысль – не забывайте об этике. Работа – это не война, в которой все методы хороши. Этика – это то, что формирует репутацию. Репутация крайне важна в публичной профессии, и ее не так-то просто восстановить, когда она подорвана. К тому же, ничего не стоит того, чтобы поступиться собственным достоинством и начинать врать, и манипулировать.

Семнадцатая мысль - выбирайте работодателя. Понимаю, что это совет уже не для совсем новичков. Совсем новички не выбирают. Но если у вас есть несколько предложений или вы можете выбирать, подумайте хорошенько о том, что вам может предложить работодатель, кроме зарплаты. Ваша эффективность и, соответственно, ваш профессиональный рост напрямую зависит от компании, в которой вы работаете, поэтому выбирать нужно с умом.

Восемнадцатая мысль – изучение смежных областей профессии. Если вы уже дошли до того, что смежные области вызывают интерес, значит, вы уже не новичок и научились смотреть на профессию шире. Ведь рекрутинг – это не только найти и перепродать голову, это гораздо сложнее. Нужно знать, как общаться с людьми и вести переговоры, как продавать, как работать с возражениями, как писать, как позиционировать компанию и себя, что предлагать, что компания может дать человеку, и чем может быть интересна, все это важно.

Девятнадцатая мысль - изучайте рынок. Полезно знать, не только то, в каких компаниях есть проекты, а, соответственно, и экспертиза, подобные вашей, но и общие тенденции рынка, что происходит в каких компаниях, чем там люди довольны, чем нет. В каких компаниях хорошо живется, в каких - не очень, какие готовятся к тому, чтобы быть закрытыми. Это общее знание рынка будет очень помогать в работе с кандидатами, будет помогать вам лучше понять, что им нужно и чего они хотят.

Двадцатая мысль – дружите с коллегами. Помните о том, что сотрудничество – это эффективнее, чем конкуренция. ;-)


Наверняка, я еще не все описала, что полезно было бы знать начинающим рекрутерам. Возможно, будет и вторая часть этого поста, сформулировать которую именно вы и можете мне помочь. Но я очень надеюсь, что рассказала полезные вещи. Если какие-то из них все еще остались очень общими и неясными, то пишите комменты, я отвечу на все вопросы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий