четверг, 7 ноября 2013 г.

8 шагов в составлении резюме

Руку даю на отсечение, что каждый, кто хоть раз составлял резюме, читал статьи и гайды, как это правильно делать. Написано их несчетное количество, и они на все лады рассказывают о том, как правильно презентовать себя на клочке бумаги. Я и сама их много читала, да что там читала, я сама эти резюме десятками просматриваю каждый день! Но, несмотря на весь этот опыт, при составлении своего собственного CV у меня возникают затруднения. Посему я решила сделать ход конем и написать свой гайд, в конце концов, рекрутер я или нет? =)
Поэтому по ссылке можно скачать составленный мной мануал с рекомендациями по составлению резюме, а также короткий пример резюме программиста, выдуманный мною в качестве иллюстрации, - здесь.
А для тех, кто готов осилить многабукф "вольного стиля" - пост ниже, наслаждайтесь.



Недавно мне поступило предложение, от которого очень сложно отказаться, и села я составлять CV. Оно потребовалось, несмотря на то, что у меня достаточно полные профили в моем круге и LinkedIn. Сама я в подобных случаях резюме не требую, потому что боюсь измучить и так измордованных работой программистов и робко соглашаюсь на пдфку, скачанную из линкеда.
Но грамотно составленное резюме, отличное от профиля в социалках всегда подчеркнет умения и профессиональную привлекательность специалиста, чем бы он ни занимался. Итак, что же от нас требуется?

Step 1: форма.

Начинается все с формы. В смысле, с некоего шаблона, структуры, скелета, если хотите. Как-то я читала, что пользоваться интернетными шаблонами некомильфо, и якобы это даже говорит о вашей вордовской несостоятельности. Вообще-то, если честно, это бред сивой кобылы. Поверьте, в 21 веке давно никому дела нет до того, где именно вы берете форму, если с мозгами можете привести ее в божеский вид. Из таких прикольных примеров, которые заставляли меня улыбнуться (но ни в коем случае не усомниться в кандидате), были формы банков, со множеством личной инфы, типа паспортных данных и адреса прописки, были шаблоны резюме некоторых минских айтишных компаний с их стандартными вопросами и лого, были... были резюме даже в икселе. :-) 
Сама я беру один из стандартных шаблонов ворда: файл-> создать-> резюме. Далее Ms Word предлагает 3 папки: стандартные, job specific resume, situation specific resume. Стопроцентно не уверена, но кажется, что сама я выбрала резюме программиста, ну, т.е. такую форму. Не потому даже, что это коррелирует со сферой моей профессиональной деятельности, а просто форма красивенькая. Вообще, в ворде есть формы на любой вкус: с цветовыми вставками, без них, с выпендрежным дизайном и в стиле минимализма. Я всегда выбираю что-то минималистическое, потому что придерживаюсь мнения, что лучше недоборщить, чем переборщить. =)

Step 2: шапка.

После того, как мы выбрали шаблон, начнем его заполнять. В самом верху должна быть шапка с вашим именем, возрастом и контактами. В контактах достаточно указать электронную почту, номер мобильного и логин мессенджера (Skype, Viber, gtalk), больше ничего не обязательно. Указывать ли городской номер? А зачем, если непонятно, когда вас там можно застать? Указывать ли аську? А что, она все еще существует? Указывать ли адрес проживания? Это необходимо лишь в том случае, если вы решили переезжать и откликаться на вакансии в другом городе или стране. Я живу и работаю в нашей столице, поэтому априори город не указываю.
Кстати, про адрес почты и логин скайпа. В студенчестве у меня была почта stuL666@tut.by. Когда я в первый раз искала работу, я завела нормальную - khomich.m@gmail.com. И причина отнюдь не в том, что гугл дает 7 гигов памяти на почту. Очень рекомендую подумать головой над вашими логинами, конечно, никто не станет вам отказывать по этому признаку, но поржут, это точно, так что надо ли вам это?

Step 3: желаемая позиция или саммари.

Дальше иногда пишут цель. В целом, это разумно, если вы размещаетесь на открытой площадке (типа HH.ru, jobs.tut.by, superjob.ru), или если у вас есть опыт в различных областях. Если же вы шлете резюме на конкретную позицию, то прописывать вашу цель вовсе не обязательно. Я пишу в этом разделе Summary, которое в одном абзаце описывает мой опыт. Этот раздел как раз отлично подходит для того, чтобы проявить креатив и написать о себе нечто прикольное, что-то, что выделит вас из толпы других кандидатов. Это единственный такой шанс за все резюме. =) Но если хорошие каламбуры не приходят в голову или просто вызывают сомнения, то лучше от них отказаться и написать что-то серьезное, в конце концов за чувство юмора работодателя никто ответственности не несет. =) 

Step 4: навыки.

Вслед за кратким обзором идет перечень скилов. Эту "фишечку" я подцепила у программистов, и считаю, что ее могут использовать представители любой профессии. В навыках можно указывать не только библиотеки, фреймворки и языки программирования, но также и используемые рекрутинговые тулы, источники поиска, а так же способы оценки и проведения интервью. 

Step 5: рабочий опыт.

За перечнем навыков следует описание рабочего опыта. Я бы выделила 3 правила составления этого раздела:
  1. Обратный хронологический порядок.
Описывать свой рабочий опыт предпочтительнее в обратном хронологическом порядке, т.е. начинать описание нужно с последнего места работы. В основном потому, что навыки, которые вы давно использовали, могли забыться, соответственно, ваш последний опыт имеет большую профессиональную релевантность. Еще немного потому, что так проще просмотреть эволюцию вашего профессионального становления.
  1. Нет пробелам.
Недавно мне попалось резюме, просто шокировавшее меня в этом смысле. Кандидат запостился на hh.ru в октябре 2013 года, при этом его опыт в резюме заканчивался 2008 годом. Я позвонила и задала закономерный вопрос: "А что вы делали 5 последних лет?" Кандидат начал рассказывать, как он работал на договорах подряда и неофициально, поэтому не включил этот опыт в резюме. Что я хочу здесь порекомендовать - если у вас есть временной разрыв между местами работы в резюме, заполните его и опишите, чем вы занимались в это время. Неважно, было ли это время обучения, отдых, время поиска себя, да, что угодно. Рекрутер все равно будет спрашивать об этом, но указав такую информацию о себе в резюме сразу же, у вас больше шансов составить правильное первое впечатление.
  1. Четкая структура.
Корректируя свое старое (годичной давности) резюме, я ужаснулась тому, как был описан мой предыдущий опыт. Такое ощущение, что писала я-чукча "вижу дрова, пою дрова". Навыки, опыт, интересные факты - все в том порядке, что приходило в голову, т.е. в абсолютно хаотичном.  Я долго думала, как же можно все это привести в порядок? Программисты описывают свой опыт, последовательно перечисляя проекты, на которых они были задействованы, это очень удобно: за время работы в такой-то компании я участвовал в таких-то проектах, и - название, описание проекта по четким критериям: что за приложение, для чего используется; роль в проекте - что делал именно я; далее описание технологий, методологий, использовавшихся на проекте; можно так же дополнить все это достижениями, софт скилами и картой взаимодействия (с кем и по каким вопросам приходилось коммуницировать, размер и тип команды).  Проектная структура - очень удобна и понятна, она дает исключительное понимание сути вашей работы. Однако она подходит не для всех. Рекрутеру, например, нет смысла описывать свой опыт стаффинга на разных проектах, т.к. там будет повторятся одно и то же. Есть профессии, в число которых входит рекрутинг и HR, которые придерживаются довольно четкого "workflow", т.е. рабочего процесса. В описании подобного опыта лучше придерживаться именно этапов этого процесса и рассказывать, что вам приходилось делать и использовать на каждом этапе работы. Например, в рекрутинге это: выяснение требований и составление вакансии, поиск, отбор резюме, телефонные интервью, презентация кандидатов, личные интервью, коммуникации с нанимающими менеджерами, предоставление обратной связи и т.д.. В эйчаре это рекрутинг (иногда), адаптация, мотивация, оценка, обучение, ротация/удержание, увольнение, работа с бывшими коллегами. На каждом этапе этого рабочего процесса можно рассказать о том, что именно вы делали, какие инструменты использовали и чего вам удалось достичь. Если вам сложно поделить свою работу на такие четкие ступеньки рабочих процессов, предлагаю несколько недель вести time journal, т.е. журнал времени, в который вы будете записывать по порядку все, что делаете за день, даже мелкие звонки или письма. Помимо помощи в организации своего рабочего времени, эта штука поможет вам понять, чем же действительно вы занимаетесь и объединить все мелкие действия в тематические блоки, и дать им описание в резюме.

Step 6: образование и сертификация.

Как-то у Максима Дорофеева в твиттере я видела вопрос, стоит ли в резюме указывать все тренинги, в которых ты участвовал. Четкий ответ на этот вопрос - нет. Иногда, конечно, хочется продемонстрировать, какой ты обучаемый и активный, однако надо помнить, что перегруз информацией - это не есть хорошо, и мелкие тренинги и обучалки затмевают эффект, производимый действительно стоящими вещами. Поэтому в резюме стоит обязательно включить сведения о вашем образовании - университет, годы обучения, полученную специальность, и только те тренинги и курсы, которые принесли реальную пользу для вашей работы, знания, почерпнутые из которых, вы применили, и те тренинги, о которых можно рассказать что-то интересное на интервью.

Step 7: фишечки.

В целом, теперь ваше резюме закончено. Однако можно его "расцветить", вспомнив и указав в нем свои фишечки: дать линк на свой профессиональный блог, если он есть, на свои статьи или посты на хабре, на свои фриланс проекты или волонтерские инициативы, на куски открытого кода на гитхабе, рассказать о своих достижениях, об интересном опыте, о самом запоминающемся и невероятном, что приходилось делать. Поверьте, такой подход даст вашему резюме фору перед другими подобными, вы запомнитесь работодателю, причем, за счет своих личностных, профессиональных качеств и достижений, а не за счет дурацкого дизайна.

Step 8: шлифовка.

Теперь, когда в вашем резюме отражена вся информация, что вы хотели показать, настало время резать и шлифовать, но это тоже надо делать пошагово, или же по плану:
  1. Держите в голове цель. Может статься, что у вас очень разнообразный опыт и навыки, что вы работали в разных сферах и профессиях, в таком случае сократите то, что не касается должности и позиции, на которую вы претендуете. Да, с одной стороны, описание вашего богатого опыта подчеркнет широкий кругозор, способность переключаться и заниматься разноплановой работой, возможно, это покажет, в каких направлениях еще вы можете развиваться или быть полезны в будущем, но (!) это усложняет оценку вашей действительной квалификации для той позиции, на которую вы откликаетесь. Один очень умный и авторитетный для меня IT менеджер сказал: "помни, что ты продаешь". Теперь и мой совет такой же. Вы продаете именно те качества и опыт, которые требуются на понравившейся вам вакансии, помните об этом.
  2. Удаляйте все лишнее. Нет повторениям, синонимам и оттенкам серого, только конкретика, только хардкор.
  3. Увлечения. Нафиг. Если работодателю не до фонаря, об этом спросят на интервью. То, что увлечения говорят о человеке, можно выяснить только в беседе, но никак не из перечисления на листке бумаги.
  4. Личные качества. Удаляем. Это "ниачем" без шкалы, диагностики и вообще, по-моему, их все заполняют "от балды".
  5. Знание иностранных языков включаем в навыки.
  6. Пожелания к месту работы. Понимаю, что, например, у каждого айтишника тут отдельный райдер, но если вы присылаете мне резюме, под этим подразумевается, что ваши пожелания в общем совпадают с моими предложениями, если же нет, то мы выясним это при личной беседе.
  7. Условия работы. Это важно и нужно указывать, если вы ищете работу со специфическими критериями: удаленную, частичную занятость или сменный график.
  8. Готовность к командировкам. Да, если вакансия, на которую претендуете, предполагает возможность таковых.
  9. Зарплатные ожидания. Указание желаемой зарплаты просто снизит поток неподходящих предложений, если же для вас этот критерий зависит от предложения и условий и вы готовы двигаться, тогда лучше не указывайте.
  10. Семейное положение. Любопытный факт, не более, к тому же очень личный, поэтому на ваше усмотрение.
  11. Права на вождение транспортного средства. Только если вы водитель или дистрибьютор.
  12. Разрешение на работу в определенной стране - это важно! Вот это имеет смысл указывать всегда.
  13. Рекомендации. Не помешают.
  14. Причины увольнения. Не пишите их, в резюме можно указать только формальную причину, всех же работодателей интересуют именно мотивы, поэтому предоставьте рекрутеру возможность поговорить об этом с вами лично.
  15. Визуализация. Добавьте "списки" там, где что-то перечисляете, это очень упрощает чтение. Отделите смысловые части друг от друга абзацем, подчеркиванием, шрифтом, размером, болдом и курсивом. Сделайте так, чтобы одни и те же смысловые блоки выглядели одинаково; названия разделов - один шрифт и стиль, названия компаний, где вы работали, - другой, но тоже одинаковый шрифт и стиль, должности - третий шрифт  но тоже повторяющийся по всему документу.
  16. Орфография. Ошибки в резюме - смертный грех. Я знаю это потому, что орфография - это не моя сильная сторона. =) Проверьте резюме в ворде, внимательно прочитайте, попросите друга прочитать и проверить, пусть посмотрит незамыленным взглядом, возможно, он еще и ценный совет даст. Если вам нужно перевести резюме на иностранный язык, в котором вы не гуру, поручите это переводчику, платной службе или другу-гуру. Резюме, переведенные профанами, выглядят смешно. По нему сразу виден ваш уровень и становится непонятно, почему с таким уровнем вы писали не на родном языке.
  17. Фото. Не надо фото, честно, пожалуйста, не надо! Если работодатель просит фото - только тогда, только тогда раз и навсегда! Это важно для должностей, где продают не мозги, или для тех, где лицо продают в той же степени, что и мозги. Поэтому сделайте нормальную красивую фотографию в студии, или хотя бы не на фоне штор, ковра, ванной, кухни и прихожей, не вырезайте лицо из общей фото (ну, это же треш!), не используйте свадебное фото (парням разрешаю, иначе, больше их в костюмах можно и не застать никогда, только не захватывайте бутоньерку), долой фото в халатах, купальниках, скачанные из одноклассников, за праздничным столом, в полный рост, за рулем, с искажением снятые вебкамерой, с использованием дешевых эффектов и не ваши.
  18. Формат. Сохраняйте резюме в формате .doc (документ Word 97-2003), это гарантирует, что оно будет правильно отображено и прочитается на любом устройстве, и у рекрутера не будет проблем с внесением и сохранением его в базе.
  19. Имя файла. Это маленький, но важный штрих. Не называйте файл "CV", "резюме" и подобными словами. Назовите его вашими Name_Surname, этого достаточно, поверьте, рекрутер сохранит его в нужную тематическую папку.
  20. Креативное резюме. Если вы все-таки "смелый, быстрый, умелый", то не только джунгли зовут вас, но и возможность составить яркое и креативное резюме. Это плюс для таких специальностей, как дизайнер, маркетолог, журналист, да даже HR менеджер, но в последнем случае все же лучше исходить из специфики компании, в которую хотите попасть. Ниже есть ссылки на ресурсы и примеры действительно качественных и креативных резюме.
Ресурсы:
http://cvmkr.com/
Примеры:



На этом все. Я постаралась перечислить все, что имеет значение при составлении резюме и может вам помочь в этом процессе. Если у вас будут ко мне по этой теме вопросы, пишите их в комментариях, я обязательно буду следить и отвечать на них по мере поступления. Ну и конечно же, удачи вам в поисках!


18 комментариев:

  1. Марина, спасибо за классную статью! Вопрос по поводу пункта 18 в шаге 8. Обязательно ли сохранять в формате doc.? Можно ли сохранять в PDF, например?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вообще, можно и в пдф, в чем угодно, но я рекомендую док только за счет его универсальности. Иногда резюме нужно править перед отправкой заказчику, например, в пдф можно убиться, делая это. Или удалить зарплатные ожидания от глаз технических специалистов, которые проводят собеседования. Все это проще делать в ворде.

      Удалить
    2. 1. Отправлять резюме заказчикам - не моя головная боль (кандидата). А вообще перед внесением каких-либо изменений в резюме, хрошо бы согласовать это с кандидатом. т.е., по-хорошему, это на делать всегда :)

      2. зарплатные ожидания в резюме лучше вообще не указывать - это глупости. И у меня есть причины так считать :)

      Удалить
    3. Лучше rtf. Он больше по размеру, но гораздо универсальнее. И шрифты использовать обычные.

      А статья хорошая и полезная :-) "Save to Pocket"

      Удалить
  2. Спасибо, интересно и полезно было!
    Когда я прислала резюме без фото (давно), мне будущая коллега сказала, что зря. Почему не надо фото, если вычеркнуть случаи неудачных оных, а представить милое, вполне себе умное и в деловом стиле лицо, добавляющее бонус к первому впечатлению?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это зависит от того, кого хотят нанять :) Лично для меня проф качества должны преобладать над внешними, но точно никак не наоборот! Внешние тоже важны безусловно, но судить о внешних качествах лучше всего на интервью... Потому что фотка непоказательна по многим причинам. Есть люди, которые тупо плохо получаются а фотках, а есть еоторые зоупотребляют фотошопом.... а есть которые в резюме вставляют свое фото в халатике :) Ну вот нафига мне все это знать, когда я думаю сможет этот человек делать нормально свою работу или нет :)

      Удалить
  3. Я вычеркнула фото потому, что удачных примеров - 1-5% максимум. Все остальное - это такой треш, что просто ппц. А ведь все эти 95% считают такие фотки подходящими!
    Ну и... а вдруг боссу нравятся блондинки, а вы - брюнетка? Сразу минус. А так, прочтет резюме, впечатлится, а дальше и отказывать по признаку цвета волос не придет ему в голову. =)
    Я фоточку в резюме не добавляю по своему твердому мнению, что продавать нужно мозги, и я хочу, чтобы меня покупали тоже именно за них. =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага. Мне сложно представить трэшовую фотку в резюме :). Для меня остался вопрос на подумать.

      Удалить
    2. +100500!!!!
      ну +1 для перевеса :)

      Удалить
  4. :)

    Правую руку, если можно :) Я не разу не читал гайдов по составлению резюме :)

    Всяческие гайды это вообще штука весьма и весьма сомнительная и не всегда полезная :)

    теперь по делу:
    1. сколько это все замет по объему? Я редко когда смотрю резюме дальше 2-й страницы :)

    2. пункт 18 - doc - ФУ-ФУ-ФУ!!!! Никаких doc-ов! Это нифига не универсальный формат, это гаденький формат. PDF гораздо более универсальный ;) И вообще надо взять за привычку все доки, а именно резюме, тестовые задания и пр отправлять именно в PDF, потому что это неизменяемый формат (ну хорошо, это трудноизменяемый формат) и его получатель ни спечиально, ни случайно не сможет что-нить там удалить или добавить (тут не скажешь сразу что хуже).... потом PDF Forever!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда уж в PNG, чтобы уж наверняка ничего не развалилось на *nix. PDF тяжёл для парсинга и автоматизации, да и просто тяжёл, уж лучше какой docx или odt.

      Хотя, все эти кейсы считаю сомнительными, когда есть облака и можно дать ссылку google doc, где можно конвертировать в любой формат и всегда иметь доступ к актуальному резюме.

      Удалить
  5. Отличный текст, спасибо! Я только за фоточку ратую, если она, конечно, подходящая :) последнее время все больше и больше убеждаюсь, что все всех знают, этакая большая белорусская IT-деревня, причем по имени и фамилии можно не вспомнить, а по фото - сразу. И вот если красивых резюмей составлять не могешь, то хоть хорошая репутация сыграет свою роль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это еще один повод НЕ добавлять фотку :) Кто сказал, что репутация сыграет так, как кандидат этого хочет? Вспоминать человка по фотке в резюме вообще не вариант, потому что резюме т.е. проф навыки человека меняются гораздо быстрее, чем его фото (экстримальные случаи не берем в расчет:) ). Потому даже если Вам один и тот же человек засылает резюме 20 июля каждый год последние 5 лет, то его резюме НАДО читать обязательно, а не делать вывод что "он нам неподходит, потому что был на собеседовании 5 лет назад я его помню"

      Удалить
    2. если человек балбесом был и балбесом же и остался - то да. А так "о, это тот самый балбес, глянь как прокачался" ;)

      Удалить
    3. :) Ну так вот оно :) Зачем фотка? что бы вспомнить что он был балбесом? :) Если просто потому что у некоторых людей фотографическая память преобладает, что можно у себя в базе хранить фотки с любыми пометками ;)

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Марина, спасибо, за очень подробную и интересную информацию про резюме. Хотел поделиться своей идеей резюме в виде инфографики. Буду благодарен за любую критику - http://www.artemurazovsky.com.ua/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

    ОтветитьУдалить
  8. Марина, спасибо,очень подробно и полезно.

    ОтветитьУдалить