воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Я знаю, что ничего не знаю

Нет вот, чтобы спать лечь. =) Но я давно думала написать один шотик. Под шотом я понимаю коротенький постик. Знаю, что многабукф читать крайне утомительно, да и есть порой мысли, которые нечего размазывать.

Эта мысль о знаниях. Пришла из размышлений об HR Trainstorm, который я посещаю каждый четверг. Девчонки с работы спрашивают меня, зачем я хожу на каждое занятие?
Ответов много. Я хожу пообщаться с коллегами, послушать их мнение, услышать что-то новое, подружиться с кем-нибудь, посмотреть на аудиторию, и, кроме того, мне интересно, как готовятся подобные мероприятия. У нас в стране вообще ничего не проводится по теме эйчар, между тем как есть довольно острая необходимость в таких специалистах на рынке.
Но откуда ж взяться этим спецам?
И тут я бы хотела сказать, не только про эйчаров, но и вообще про любых специалистов, что знания даются только в бою. Есть такое выражение: тяжело в учении - легко в бою. Сегодня это применимо только в армии, наверное. =)
Потому что учение, которе мы получаем, к бою нас готовит минус как. =)
Когда на вступительной встрече трэйнсторма ведущие спросили, у кого в зале есть профессиональное образование, я решилась поднять только пол руки. Да, у меня есть диплом специалиста по управлению персоналом. Дал ли он мне что-то для работы? Увы, нет. И не потому, что я двоечница, он с отличием (отличие, кстати, радикальное от первого диплома =))))
Когда я пришла работать на ЭПАМ, я почти закончила свое второе высшее. Оно, безусловно, расширило мой горизонт. Возможно, оно как-то повлияло на меня личностно, но я уверяю вас, что все сегодняшние знания, все, что у меня получается и приносит мне какие-то результаты, я почерпнула из опыта. И в первую очередь это опыт, переданный мне моими коллегами.

И сейчас, когда я размышляю над тем, какие критерии должны быть определяющими при смене работы, я пришла к выводу, что одним из основных (наряду с задачами, технологиями и этапом развития проекта) должен быть опыт коллег, с которыми придется сотрудничать.

Опыт - вещь бесценная, ну, точнее, имеющая вполне материальную ценность. =) Есть люди, которые ведутся на бабки. Исключительно. Но это путь саморазрушения, если не учитывать предполагаемый опыт и его будущую реализацию. Если вы работаете на деньги и при этом не учите что-то новое, вы деградируете и дешевеете.
В первые месяцы после перехода на новую работу я крепко задумывалась над этим: как я развиваюсь? Что я делаю такого, что двигает меня вперед? Что я делаю такого, что не могла делать раньше? Эти мысли меня очень угнетали. И я читала, как маньячка, реально, цепляясь за это, чтобы совсем не потонуть. Но сейчас я знаю ответы на эти вопросы, и это меня успокаивает. Я нашла коллег, вместе с которыми мы можем делать что-то классное. Я нашла людей, у которых можно учиться. Я, конечно, на всякий случай не прекращаю читать, но все, что я хотела сказать - это:

знания в любой професси можно получить только в процессе работы: перенимая опыт коллег, наблюдя за их работой, находясь в подчинении опытных специалистов, сотрудничая с высококлассными спецами, пробуя новое, совершая ошибки, стремясь развиваться самостоятельно. Кроме того, знания нужно искать, не ждать, что их вложат в твою голову, и все заработает, надо хотеть увидеть новое, надо хотеть пробовать, надо искать новые источники и учиться использовать по максимуму все, что есть.
Тренинги и учеба - это не более, чем вдохновляющий пендель, который не прибавит вам кинетической энергии. Их задача просто вдохновить вас на рост и развитие в повседневной практике.

Наверное, девелоперские тренинги таки учат, как писать код... но все же при переходе на проект никто не даст новичку колбасить код с первого дня. Даже после тренинга, где он усвоил, как все надо делать. Все равно он еще будет некоторое время въезжать в проект и учиться.
Так вот, за свою практику я ни разу не встречала кандидата, который бы спросил меня, с кем ему придется работать? И я думаю, что очень зря. =)
Безусловно, есть возможность оценить своих будущих коллег на собеседовании. Но я почему-то думаю, что мало кто это делает. Продуманно, по крайней мере. Иногда бывает, что люди так подходят друг другу, что чувствуют это интуитивно, обсуждя общие профессиональные увлечения, но это скорее исключение. Но я все же предложила бы подумать, а еще идеальнее продумать вопросы тому, с кем вам придется работать, а следовательно, у кого вам придется учиться, которые помогут вам понять, будет у вас левел ап на этой работе или нет?

И похожий совет есть у меня для новичков. Выбирайте не где-больше-денег, а где круче опыт. Теоретическая база - это классно, но нужно пробовать руками. Руками - это тоже классно, но еще нужны руки, которые смогут скорректировать и направить. ;-)


P.S. Кстати, когда я прошлой осенью чутка заскучала, у меня была мысль пойти на стажировку к Юрию Сорокину. ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий