Я терпела-терпела, терпела-терпела, но сейчас я скажу.
Когда мне лень делать что-то, что меня развивает, но совесть мучает, чтобы просто забить и посмотреть кино, то я начинаю страдать фигней и читать dev.by. Логика этих действий состоит в том, что я как будто и развлекаюсь, как будто и погружаюсь "в тему". На самом деле dev.by - это такая аццкая клоунада, шо пипец. Я даже часто читаю не статьи, или статьи не целиком, а сразу комменты. И они доставляют, вот честно. Не читаю топики про HR, это уже не то что не тренд, это дикая борода, всем уже наскучившая и изрядно поднадоевшая. Мне нравится свежая кровь, хотя что можно назвать таковой на нашем информационном пространстве, тоже теряюсь. Но у меня времени свободного мало, поэтому читаю я тоже мало и многое для меня ново. =) Поэтому сегодня попалась и показалась мне интересной статья
Что до непереманивания. Нельзя переманить то, что хорошо лежит.
А если уж речь о том пошла, то надо искать корень проблемы, а не говорить "я в домике, у меня соглашение".
Согласна с некоторыми возмущениями о "вскормленных" джуниорах, т.к. знаю, как некоторые компании "не будем показывать пальцем", реально вкладываются в их развитие и обучение. Я лично, честно, отношусь с неприязнью к ребятам, которые прошли обучающий тренинг, а потом свалили работать в другой компании на бОльшие деньги, но это моя личная душевная боль. =)
Но и у этой идеологически правильной медали есть другая сторона. Сторона, когда для обученных джуниоров нет проектов, загрузки на продакшне, нет бабла, в конце концов. Согласна, что самых умненьких все же загружают, но суть жизни такова, что кушать надо всем.
Еще один момент, который меня "восхищает" в подходе к удержанию сотрудников - это старания компании в этом направлении после того, как сотрудник озвучил желание уволиться. До этого работал и работал, а тут ты вдруг осознаешь, насколько ты ценен и незаменим. =)
Как греется рынок зарплат? А так, что люди ходят по интервью, чтобы себе з\п поднять. Часто только для этого. Почему? Потому что иногда только это работает. Этот абсурд пугает меня.
У меня есть несколько прекрасных примеров стратегий удержания.
1 - это когда кто-то реально круто впахивает (возьмем за оценку крутости хвалебные отзывы аккаунт-менеджера), но в силу разных причин, не последняя из которых - застенчивость, а непредпоследняя - отсутствие профиля в социалках, клевый специалист зарабатывает ниже рынка. И все довольны, пока кто-нибудь не откроет ему глаза. Под "все довольны" я подразумеваю, когда на перфоманс ревью одним за другим повышается з\п на законных 50 баксов, и все. Больше никакой стратегии, сколь бы мы о них не говорили на всех этих прекрасных IT конференциях.
2 - это когда ты делаешь оффер, а на завтра к тебе приходит кандидат и говорит "мне дали на 100 больше", и ты ему тогда в рамках вилки больше. и начинается check - call - check - call. Сотрудник думает сразу, что он как будто бы ценен. =) Ну, на худой конец и зарплатку "за так" поднял. Happy end.
3 - это самая печаль. Когда сотрудника мотивирует только то, что он делает сам, его собственный драйв. Знаю и таких (скажу даже больше, люблю таких!). Человек колбасит потому, что он профессионал и не может иначе, что его прет делать все правильно, пробовать что-то новое, брать больше ответственности. Но нанимателю в лице непосредственного менеджера, да и в целом, всем вовлеченным каким-то образом в этот процесс, просто наплевать. Есть и худший вариант со страшным словом "конкуренция", но в это мне просто не хочется верить.
Ладно, замнем про "адьес, амигос", и перейдем к сути.
Я-то хотела написать про мотивацию программистов. Т.к. именно к этому свелись комменты к вышеуказанной статье.
Эйчарам идеалистам нравится думать, что людей мотивируют не деньги, а задачи. Именно поэтому я никогда ни слова не скажу о своей вакансии, пока не буду в курсе, что за проект, и что на нем нужно будет делать конкретному специалисту. И, о Боги, как сложно объяснить эту мысль супер-занятым менеджерам, которые с одной стороны и есть эти самые специалисты с этой самой мотивацией, с другой - они же сами этих специалистов заказчики. Так вот, это миф №1. Рост, экспертиза - это фигня и бла-бла-бла. Некоторые еще спрашивают об этом для создания правильного впечатления, как будто мне есть дело до социально желательных ответов. Но в целом всех интересуют только цифры.
Еще есть прекрасный миф про 3 level support. Типа никто не хочет им заниматься. И вот здесь я остановлюсь подробнее. Что есть аутсорс? Аутсорс - это делегирование разработки, внедрения и сопровождения информационных систем как целиком, так и отдельных участков системы (упростила википедию). И если мы говорим о крутых и именитых заказчиках, типа Гугла, САПа, Фэйсбука, то кто как думает, какую часть разработки выделяют эти компании на аутсорс? Конечно, я не говорю за всю Одессу, вся Одесса очень велика, но суть про интересные проекты на именитых заказчиков вы поняли.
Поэтому, если разработчик смотрит правде в глаза, то, выбирая проект, он часто просто выбирает либо прокачивание отдельных скилов, либо бизнес-домен для прокачивания. Хотя, если честно, я предполагаю, что реально планируют и развивают свою карьеру согласно плану процентов 10% всех ITшников. И я сейчас не про избитое "хочу менеджить".
И теперь о третьей линии поддержки и разработке с нуля. Да, не весь девелопмент на нашем рынке - это хорошо проданный саппорт. (Кстати, я с уважением отношусь к людям, которые занимаются саппортом, знают об этом ;-) и осознанно делают этот выбор, это всегда те, кто спасает ситуацию, берет на себя ответственность и получает все шишки, за это их стоит уважать). Так вот, поднимите руки, кто пишет код с ноля, а не рефакторит чужое кхм-кхм-хкм? Поднимите руки те, кто воплощает при этом свои идеи? Поднимите руки, кто при этом не делает свой продукт? Буду рада почитать правду-матку в комментах. ;-)
Думаю, тут как раз место для вырезки из комментов статьи про наш IT рынок.
Так вот миф №3 о мотивации - прогерам нравится делать свой продукт. Я так тоже думала, мечтала даже когда-то сама работать в продуктовой компании, типа Таукрафта, точнее, конкретно в Таукрафте, и думала, что вот куда не надо хантить, люди сами идут, когда слышат про свой продукт. Наивняк.
Я думала, что только шепнешь им на ушко ласково про применение новых фреймворков и библиотек, про самостоятельный выбор решений реализации, про свободу творчества - и они твои. Какое умилительное заблуждение!
Сейчас я нанимаю на 2 проекта в java и 5 проектов в .Net, и из всего этого богатства я представляю 6 (6! блин) наших собственных разработок. Я даже как-то смущалась ставить их в один ряд с кастомизацией, потому что думала, та явно будет проигрывать и проседать. И что вы думаете? Как-то это мотивирует и привлекает народ? Да нифига! Только раз я от джуниора слышала про то, что проект - крутой. Всем остальным пофигу, по-фи-гу, чем они будут заниматься, когда речь идет о хороших цифрах. И это, блин, меня печалит.
Это я к тому, что такое ли уж г этот 3-й левел саппорта и не преувеличена ли роль разработки с нуля? Или все это просто красивые слова для комментов на деве?
И да, теперь называйте меня Доктор Хауз, не иначе. =)
P.S. Что меня еще радует по старой памяти на деве - так это упоминание ЕПАМа в каждом треде, в каждом! Вот это популярность, вот это круто. И все эти "праведно гневные" люди ведь наверняка не отдают себе отчет, насколько способствуют движению каравана. Коллеги, желаю всем подобного успеха!
P.S. Все персонажи этого поста являются вымышленными, любые совпадения случайны и ничего личного. ;-)
Когда мне лень делать что-то, что меня развивает, но совесть мучает, чтобы просто забить и посмотреть кино, то я начинаю страдать фигней и читать dev.by. Логика этих действий состоит в том, что я как будто и развлекаюсь, как будто и погружаюсь "в тему". На самом деле dev.by - это такая аццкая клоунада, шо пипец. Я даже часто читаю не статьи, или статьи не целиком, а сразу комменты. И они доставляют, вот честно. Не читаю топики про HR, это уже не то что не тренд, это дикая борода, всем уже наскучившая и изрядно поднадоевшая. Мне нравится свежая кровь, хотя что можно назвать таковой на нашем информационном пространстве, тоже теряюсь. Но у меня времени свободного мало, поэтому читаю я тоже мало и многое для меня ново. =) Поэтому сегодня попалась и показалась мне интересной статья
Соглашения о непереманивании сотрудников. Они есть, они не работают. И это хорошо
"Вот няши!" - подумала я. Ну правда, кто верит в этот фейк? Те компании, или чаще конкретные подразделения, из которых "нельзя брать", озвучиваются конкретному рекрутеру конкретным менеджером проекта, если такие договоренности существуют между конкретными бизнесами.Что до непереманивания. Нельзя переманить то, что хорошо лежит.
А если уж речь о том пошла, то надо искать корень проблемы, а не говорить "я в домике, у меня соглашение".
Согласна с некоторыми возмущениями о "вскормленных" джуниорах, т.к. знаю, как некоторые компании "не будем показывать пальцем", реально вкладываются в их развитие и обучение. Я лично, честно, отношусь с неприязнью к ребятам, которые прошли обучающий тренинг, а потом свалили работать в другой компании на бОльшие деньги, но это моя личная душевная боль. =)
Но и у этой идеологически правильной медали есть другая сторона. Сторона, когда для обученных джуниоров нет проектов, загрузки на продакшне, нет бабла, в конце концов. Согласна, что самых умненьких все же загружают, но суть жизни такова, что кушать надо всем.
Еще один момент, который меня "восхищает" в подходе к удержанию сотрудников - это старания компании в этом направлении после того, как сотрудник озвучил желание уволиться. До этого работал и работал, а тут ты вдруг осознаешь, насколько ты ценен и незаменим. =)
Как греется рынок зарплат? А так, что люди ходят по интервью, чтобы себе з\п поднять. Часто только для этого. Почему? Потому что иногда только это работает. Этот абсурд пугает меня.
У меня есть несколько прекрасных примеров стратегий удержания.
1 - это когда кто-то реально круто впахивает (возьмем за оценку крутости хвалебные отзывы аккаунт-менеджера), но в силу разных причин, не последняя из которых - застенчивость, а непредпоследняя - отсутствие профиля в социалках, клевый специалист зарабатывает ниже рынка. И все довольны, пока кто-нибудь не откроет ему глаза. Под "все довольны" я подразумеваю, когда на перфоманс ревью одним за другим повышается з\п на законных 50 баксов, и все. Больше никакой стратегии, сколь бы мы о них не говорили на всех этих прекрасных IT конференциях.
2 - это когда ты делаешь оффер, а на завтра к тебе приходит кандидат и говорит "мне дали на 100 больше", и ты ему тогда в рамках вилки больше. и начинается check - call - check - call. Сотрудник думает сразу, что он как будто бы ценен. =) Ну, на худой конец и зарплатку "за так" поднял. Happy end.
3 - это самая печаль. Когда сотрудника мотивирует только то, что он делает сам, его собственный драйв. Знаю и таких (скажу даже больше, люблю таких!). Человек колбасит потому, что он профессионал и не может иначе, что его прет делать все правильно, пробовать что-то новое, брать больше ответственности. Но нанимателю в лице непосредственного менеджера, да и в целом, всем вовлеченным каким-то образом в этот процесс, просто наплевать. Есть и худший вариант со страшным словом "конкуренция", но в это мне просто не хочется верить.
Ладно, замнем про "адьес, амигос", и перейдем к сути.
Я-то хотела написать про мотивацию программистов. Т.к. именно к этому свелись комменты к вышеуказанной статье.
Эйчарам идеалистам нравится думать, что людей мотивируют не деньги, а задачи. Именно поэтому я никогда ни слова не скажу о своей вакансии, пока не буду в курсе, что за проект, и что на нем нужно будет делать конкретному специалисту. И, о Боги, как сложно объяснить эту мысль супер-занятым менеджерам, которые с одной стороны и есть эти самые специалисты с этой самой мотивацией, с другой - они же сами этих специалистов заказчики. Так вот, это миф №1. Рост, экспертиза - это фигня и бла-бла-бла. Некоторые еще спрашивают об этом для создания правильного впечатления, как будто мне есть дело до социально желательных ответов. Но в целом всех интересуют только цифры.
Еще есть прекрасный миф про 3 level support. Типа никто не хочет им заниматься. И вот здесь я остановлюсь подробнее. Что есть аутсорс? Аутсорс - это делегирование разработки, внедрения и сопровождения информационных систем как целиком, так и отдельных участков системы (упростила википедию). И если мы говорим о крутых и именитых заказчиках, типа Гугла, САПа, Фэйсбука, то кто как думает, какую часть разработки выделяют эти компании на аутсорс? Конечно, я не говорю за всю Одессу, вся Одесса очень велика, но суть про интересные проекты на именитых заказчиков вы поняли.
Поэтому, если разработчик смотрит правде в глаза, то, выбирая проект, он часто просто выбирает либо прокачивание отдельных скилов, либо бизнес-домен для прокачивания. Хотя, если честно, я предполагаю, что реально планируют и развивают свою карьеру согласно плану процентов 10% всех ITшников. И я сейчас не про избитое "хочу менеджить".
И теперь о третьей линии поддержки и разработке с нуля. Да, не весь девелопмент на нашем рынке - это хорошо проданный саппорт. (Кстати, я с уважением отношусь к людям, которые занимаются саппортом, знают об этом ;-) и осознанно делают этот выбор, это всегда те, кто спасает ситуацию, берет на себя ответственность и получает все шишки, за это их стоит уважать). Так вот, поднимите руки, кто пишет код с ноля, а не рефакторит чужое кхм-кхм-хкм? Поднимите руки те, кто воплощает при этом свои идеи? Поднимите руки, кто при этом не делает свой продукт? Буду рада почитать правду-матку в комментах. ;-)
Думаю, тут как раз место для вырезки из комментов статьи про наш IT рынок.
Так вот миф №3 о мотивации - прогерам нравится делать свой продукт. Я так тоже думала, мечтала даже когда-то сама работать в продуктовой компании, типа Таукрафта, точнее, конкретно в Таукрафте, и думала, что вот куда не надо хантить, люди сами идут, когда слышат про свой продукт. Наивняк.
Я думала, что только шепнешь им на ушко ласково про применение новых фреймворков и библиотек, про самостоятельный выбор решений реализации, про свободу творчества - и они твои. Какое умилительное заблуждение!
Сейчас я нанимаю на 2 проекта в java и 5 проектов в .Net, и из всего этого богатства я представляю 6 (6! блин) наших собственных разработок. Я даже как-то смущалась ставить их в один ряд с кастомизацией, потому что думала, та явно будет проигрывать и проседать. И что вы думаете? Как-то это мотивирует и привлекает народ? Да нифига! Только раз я от джуниора слышала про то, что проект - крутой. Всем остальным пофигу, по-фи-гу, чем они будут заниматься, когда речь идет о хороших цифрах. И это, блин, меня печалит.
Это я к тому, что такое ли уж г этот 3-й левел саппорта и не преувеличена ли роль разработки с нуля? Или все это просто красивые слова для комментов на деве?
И да, теперь называйте меня Доктор Хауз, не иначе. =)
P.S. Что меня еще радует по старой памяти на деве - так это упоминание ЕПАМа в каждом треде, в каждом! Вот это популярность, вот это круто. И все эти "праведно гневные" люди ведь наверняка не отдают себе отчет, насколько способствуют движению каравана. Коллеги, желаю всем подобного успеха!
P.S. Все персонажи этого поста являются вымышленными, любые совпадения случайны и ничего личного. ;-)
Марина, прочитал с интересом. Согласен с большинством тезисов: и касательно стратегий удержания, и про мифы мотивации. Но вот по поводу мифа №3 хотелось бы не то что поспорить, а скорее, поговорить о причинах. Хотя, я считаю, что "настоящие" программисты любят делать свои продукты. Кто такие "настоящие" программисты? Те, кто любят делать свои продукты. :)
ОтветитьУдалитьТак вот, вероятные причины такой редкой встречаемости "настоящих" программистов:
1. Нельзя любить то, о чём понятия не имеешь. Пришедшие в программирование в 2000-х и позднее, в подавляющем большинстве, не участвовали в полном цикле разработки ПО. Кому-то повезло пописать код "с нуля". Но требования, пользовательские интерфейсы, общий дизайн системы и архитектурные решения спускались сверху заказчиком. Большинству же доставалась та самая 3-я линия поддержки: исправлять дефекты и дописывать мелкие требования. Проекты полного цикла встречаются в сервисных компаниях, но очень редко. По моим наблюдениям, идут на такие проекты с охотой. Хотя, это, возможно, связано ещё и с тем, что требования к кандидатам предъявляются повышенные, и вознаграждение предлагается соответствующее.
2. Разочарование. Побегав по разным компаниям, программисты приходят к выводу (и не без основания), что во всех сервисных компаниях одно и то же , поэтому особо нет смысла интересоваться деталями этого "интересного" проекта, он закончится, начнётся какая-нибудь полная хрень.
3. Не все программисты способны разрабатывать продукты. Например, кто-то любит сделать быстро, "чтоб заработало", а искать ошибки и оптимизировать код терпеть не может. Кто-то, наоборот, любит "красоту кода", а как это работает, не так уж и важно. И тот, и другой вряд ли будут успешны в продуктовой разработке.
4. Плохие привычки, выработанные за годы работы в сервисных компаниях. Например, когда заказчик платит за часы, то особо торопиться нет смысла. А если в результате фикса бага появится 3 новых, так ведь это дополнительная работа.
5. Собственная разработка - ещё не продукт. Да и продукты бывают разные. В сочетании "свой продукт" важно слово "свой". В том смысле, что в душе должно что-то окликаться, и должно быть ощущение весомости твоего вклада.
6. Программисты, кроме "продуктовости", ещё падки на новые технологии. Пик популярности Java прошёл. .Net, пожалуй, ещё на коне, но уже явно не последний писк моды.
7. В IT пришло много людей не по призванию, а за большими деньгами.
Марина, интересно было бы услышать размышления по поводу тех же мифов, но уже после некоторого опыта работы в продуктовой компании. Можно в личку.