понедельник, 27 июня 2011 г.

Второе высшее: быть или не быть?

Этот пост зрел у меня в голове недели 2, так что я решила, что ему быть!
Недавно приходилось стафать 2 административные вакансии, в связи с чем я провела несколько интервью со специалистами-гуманитариями. Это были и молодые специалисты, и кандидаты с опытом работы, но почти всех их неизменно объединяет одно – страстное желание получить «второе высшее». Почти все дамы – выпускницы МГЛУ, главная компетенция которых (а часто и единственная) – свободное владение двумя/тремя, реже одним иностранным языком. И часто, когда я задавала вопрос о дальнейших планах, они отвечали «хочу еще дно образование, что-нибудь экономическое». Что конкретно «экономическое», и зачем оно им, вопрос риторический…
А все таки, зачем гуманитарии идут учиться во второй раз?
Я как представитель этой «рассы» могу дать ответ (и таки я его дам, но попозже, в заключительной части).  Чаще всего после
окончания филфака, педа, ЕГУ, или иняза, перед молодыми специалистами предстает «радужная» перспектива: идти а школу, детский сад, (для мега крутых) аспирантура и университет, или идти куда-нибудь. Идти в школу гуманитарии не хотят, это и понятно, чего там хорошего? И они идут куда-нибудь, где от них не требуется специфических навыков и знаний, но можно заработать чуть-чуть «денех». Люди сразу после университета не совсем понимают, что если от них мало требуется, то им немного и будет предлагаться, но они диктуют свои зарплатные ожидания, формируя их исходя из:
- своих потребностей (плата за съемное жилье, проезд, питание и проч);
- средней заработной платы на рынке по этой специальности.
Не часто они задумываются над тем, что они могут предложить компании за желаемое вознаграждение.
Таким образом, гуманитарии долго-долго хотят по собеседованиям, потом наконец-то смиряются и соглашаются на то, что им предлагают. Но из полученного опыта они делаю один стойкий вывод, что им надо получать «какое-нибудь» экономическое образование, чтобы найти хорошую, достойно оплачиваемую работу. Вывод в целом неплох, т.к. стимулирует расти и развиваться, однако будет ли достигнута именно та цель, которую соискатели ставят перед собой, остается под вопросом.
Почти никто из соискателей не задумывается о том, что выпускникам экономистам так же сложно найти работу с нуля, и что им тоже предлагают похожие деньги. Никто не задумывается, что дороже образования работодателем цениться опыт в соответствующей области. Мало кто представляет себе ситуацию, как будущий наниматель отнесется к тому, что сотрудника придется опускать на сессию (а работодатель имеет право не делать этого, если речь не идет о первом образовании). Более того, даже закончив «что-нибудь экономическое», с двумя-тремя годами работы секретарем/офис-менеджером/переводчиком работу будет найти не проще, придется пожертвовать некой часть заработной платы, т.к. в экономической сфере соискатель все же будет новичком, и полученный опыт не пойдет «в зачет». Более того, уж точно мало кто оценивает эту ситуацию с той стороны, что даже если удастся  найти работу бухгалтером/экономистом/бизнес-аналитиком, то вполне вероятно руководителем окажется человек младше по возрасту. Кого-то это не испугает (что верно), а кто-то, возможно, почувствует горькое разочарование от несправедливости жизни, что вот он 5 лет учился в ин.язе на платном (и дорогом платном), получил красный диплом, потом 3 месяца искал работу, в итоге не пойми где и кем работал 3 года, пока опять же платно получал второе образование, потом опять 2 месяца искал работу, в итоге на его 25-тилетие его пригласили на должность младшего ассистента помощника бухгалтера за 200 долларов (что по нынешним временам, может, и не плохо), а бухгалтеру самому – 23. Ну где тут справедливость?! А ведь соискатель свободно говорит на трех иностранных языках
и мечтает о креативной работе с командировками.
К чему я это?
Ни в коем случае я не хочу оскорбить чью-то мечту или цель, или разрушить твёрдо намеченный план самосовершенствования! Что говорить? Я сама получала это злополучное «второе высшее». Я лишь хочу предупредить, что ко всему в нашей жизни и карьере надо подходить с умом. Если выбирать второе образование, то нужно хотя бы понимать, что за специальность ты получишь, как потом будешь искать работу, что напишешь в резюме, как обоснуешь сделанный выбор? Идеально вообще получить соответствующий опыт хотя бы в качестве ассистента до получения диплома, чтобы можно было подкрепить опытом полученные теоритические знания. И ни в коем случае нельзя выбирать образование «от балды» или потому что «звучит красиво».
В общем, как и в любом деле, здесь важен здравый смысл, к чему я всех и призываю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий