вторник, 10 июля 2012 г.

Самый лучший рекрутер


Как-то я не хотела жаловаться на жизнь, но вот пришлось. =)
Сегодня такой вечер. Ну, классика - вечер понедельника. Меня как бы и прет на "поделать что-нибудь", но конкретно никакие деяния меня не вдохновляют. Думала познакомиться с новым народом на линкеде вечерком, но один инмэйл сочинялся вплоть до полуночи. Герман, ни дать, ни взять.
Дальше была идея почитать что-нить эйчарское. Одна статья, и та утомляла кусками.
Потом была попытка освоения Pinterest. Но там тоже один отстой.
Потом поменяла аватарки в социалках.
Потом что-то затвитила.
Попила чаю.
Подумала над смыслом жизни.
Поискала еще народа в линкеде и моем круге.
Проверила рабочую почту.
Почитала девбай.
Короче, маялась я целый вечер, и внезапно в ванной мне пришла мысль, как все-таки нелегко быть рекрутером. Даже нет, не просто рекрутером, а хорошим рекрутером! Вот подумайте сами, на всех форумах и сайтах соискатели-программисты, пишут, что эйчары - сплошь лошары.
И даже как-то на конференции аудитории из тех-спецов был задан вопрос, какими качествами должен обладать хороший HR. Нуууу, понеслась. И психологическое образование, и знание теорий управления, и навыки менеджмента, и широкий кругозор, и хороший человек, и коммуникативные навыки, и эрудиция, и технические знания, и чувство юмора, и знание индустрии, и навыки продаж, и консультирования, ну, и куда уж без тайм менеджмента.
Как бы это ни было утопично, но все это правда. И я мечтаю стать продвинутым йогином, чтобы спать по 4 часа в день, а все остальное время уделять самосовершенствованию и постижению истины.
Есть такая статья "7 навыков, которые должен иметь каждый рекрутер". Вообще-то навыками нужно скорее обладать, ну да ладно.

Моя угнетающая мысль заключается в том, что профессиональный рекрутер должен обладать гораздо более широким набором навыков. Условно я бы выделила 6 областей знаний с подкатегориями.
Первая область - это знания и навыки непосредственно рекрутерские. Сюда можно смело вписывать:
1. Коммуникативные навыки. Умение построить диалог даже с тем, с кем в обычной жизни ты его строить бы не стал. Умение понравиться человеку, который не нравится тебе. Умение продолжать общаться с людьми, которые нужны тебе больше, чем ты им. Это высший пилотаж.
2. Навыки продаж. Умение рассказать о вакансии так, чтобы она стала мечтой соискателя. Умение рассказать о ней так, чтобы он хотя бы дослушал тебя до конца. =) Тут все понятно.
3. Грамотную речь. Казалось бы, чего уж проще! Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь разговариваем, но не все одинаково. Есть очевидные вещи, на которые собеседник обращает внимание, и которые оставляют впечатление о вас, например, диалектные изменения языка, или неправильное произношение иностранных терминов, но есть и скрытые качества речи, такие как правильная акцентуация, тембр речи, интонация, ритм. Все это важно и не так уж просто развивается. Над этим надо работать: читать книги, проверять произношение, работать над речью, даже делать дыхательные упражнения!
4. Умение пользоваться социальными сетями. Всем уже давно известно, что не все йогурты одинаково полезны не все социальные сети приносят результаты в плане рекрутинга. Но я все же за умелое и постоянное использование самых популярных и самых новых. Как ни крути, но рекрутер - профессия публичная. Чем больше он на виду, тем больше у него контактов, тем больше доверия он вызывает. Сюда же отнесу гугление и всяческий интернетский поиск, пользование джоб сайтами, постинг вакансий.
5. Умение проводить интервью. Это очень объемно. Если вкратце, то это умение задать главные вопросы и понимать на них ответы.
Вторая область - это HR бэкграунд. Да, рекрутеры не адаптируют и не мотивируют, но они все таки должны знать, как все происходит дальше и "есть ли жизнь после смерти".
1. Адаптация. Важно знать, как чувствует себя человек на новом рабочем месте в первые 3 месяца, год, чтобы понять, о чем с ним говорить при найме, и о чем говорить с такими кандидатами из других компаний.
2. Мотивация. Выяснять ее в любом случае придется.
3. Ивенты. Пусть рекрутеры их и не организовывают, но чаще всего именно они выступают заказчиками и кураторами (в идеальном мире) подобных мероприятий.
Третья область - это предмет бизнеса компании-работодателя. Т.е. если мы говорим, например, об IT, то это знание цикла разработки ПО, представление о технологиях и областях их применения, понимание смысла аутсорсинга и продуктовой разработки, тут же знакомство с новинками отрасли. Постижение всего этого отнимает или должно отнимать львиную долю времени, поскольку не имеет прямого отношения к хэдкаунту и вообще далеко от часто гуманитарных умов специалистов по подбору.
Четвертая область - это знание рынка. Не знаю, почему у меня оно на четвертом только месте. На самом деле, в хит-параде полезных знаний, знание рынка должно быть на втором. Я за то, что конкурентов надо знать. Надо следить за тем, как они развиваются, что разрабатывают, кого нанимают. Надо знать их сильные и слабые стороны, чтобы иметь реальное представление о своих собственных достоинствах и недостатках. Сейчас я говорю, конечно же, о компании-работодателе.
Пятая область - это знание менеджмента, теорий организации. Это скорее nice to have скил для рекрутера, но все же. Полезно это не только тем, что помогает понять цели бизнеса, а значит и более эффективно выполнять свои функции, но и тем, что некоторые подходы в теории управления дают новый вижн стандартных ситуаций, порой и сложно разрешимых.
И, наконец, шестая область - это личные качества. Тут уж есть где разойтись! Сложность этой категории в том, что личные качества не нарастишь чтением статей и книг, их не разовьешь даже тренингами и повышением квалификации. Личные качества - это либо плод успешного рекрутинга рекрутера, либо плод усердной и долгой работы над собой.
  1. Проактивный подход. Активная жизненная позиция, оптимизм, любознательность, гибкость, креативность.
  2. Интеллект. Сюда вписываем эрудицию, начитанность, грамотность, широкий кругозор. Вообще не понимаю, как без этих качеств можно освоить остальные области.
  3. Вежливость. Корректность, дружелюбие, общительность, дипломатичность.
  4. Ответственность. Самостоятельность, усидчивость, терпение.
  5. Организованность, переключаемость, селфменеджмент.
  6. Чувство юмора. Без него никак, совсем.
Остается только добавить, что в личностном плане рекрутер должен быть привлекательным внешне (это я круто завернула, в мемориз!). Не имею ввиду сейчас смазливую мордашку, говорю скорее о выражении лица, позах, мимике, движениях, которые располагают и вызывают доверие. Ну, и еще одно качество, необходимое рекрутеру, - это яйца. В принципе, хорошо бы их иметь на многих должностях и во многих профессиях, но все-таки нужно иметь твердость, чтобы отказать кандидату, особенно если он тебе симпатичен лично, нужна твердость, чтобы отстоять подходящую кандидатуру перед нанимающим менеджером, в конце концов, нужна твердость, чтобы отстоять свой вижн на рабочие процессы!
Теперь, если оглянуться назад и подумать, сколько времени нужно уделять своему профессиональному развитию, сколько интернет ресурсов, книг, статей, форумов нужно прочесть, то становится понятно, что 24 часа в сутках – это слишком, катастрофически мало для работы, особенно если учесть, что кого-то нужно все-таки еще и нанимать. =) А ведь надо не только потреблять, но еще и отдавать! Нужно постить статусы, активничать в группах, писать в блог, коментить фотки, общаться в скайпе…
Я в шоке от всего этого. Но я так просто не сдаюсь. Именно для этого я все-таки и написала этот пост - чтобы понять, куда двигаться и почему. Буду благодарна за комменты, конструктивные и просто троллинг на поржать.
В плане - подготовка списка ресурсов по каждому пункту.
To be continued…
p.s. Кстати, если говорить об IT рекрутинге, то обязательно нужно добавить знание английского языка и умение пользоваться компьютером (иксельчики, базы, гуглдоки - это самое простое и необходимое). Не думайте, что я только кандидатов третирую вопросами do you speak English? ;-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий